Продолжаю ностальгические публикации. Теперь — поездка осенью 2008 года — Кольский полуостров и Карелия. (Впервые было впервые опубликовано на портале galloper.ru)
Часть первая. На Север!
Отчет о поездке на Кольский полуостров и Карелию
17 августа – 1 сентября 2008 года.
Эпиграф.
— Зачем ты будешь ждать нас в Умбе неизвестно сколько? Поезжай сразу на Терский берег, становись лагерем…
— Не поеду я без вас в эти ваши волшебные е#еня!!! (с)
Маршрут: 4500км.
Туда: Москва — Валдай (Красилово) – Чудово – Кондопога – Мончегорск
Там: Мончегорск – Ревда – Ловозерская тундра – перевал Геологов – Ревда – Долина тысячи ручьев – Октябрьский – Брошенный Аэродром – Муна – Умба – Терский берег Белого моря – Варзуга – Кузомень – Умба – Кандалакша – пов. на Лоухи — Кестеньга – Леса Северной Карелии.
Обратно: Северная Карелия – Медвежьегорск – Пудож – Вытегра – Вологда – Ярославль – Москва.
Техника:
— «Серый» — УАЗ Патриот 2006г.в., пробег 50 тыс. км, резина 31” BDGoodrich A/T. Лебедка. Троса. Хайджек. CB-связь. GPS-навигатор. Команда: 3 человека.
— «Зеленый» — Тойота Лендкрузер 80 1996г.в., пробег 300 тыс. км, резина 33” BDGoodrich A/T. Лебедка. Троса. Хайджек. CB-связь. GPS-навигатор. Команда: 3 человека.
— «Игнат» — Сузуки Игнис 4х4 (впоследствии 4х2), пробег маленький, резина шоссейная, CB-связь. Команда: 2 человека.
На север!
Те, кто читал мой прошлогодний отчет о путешествии на Алтай, знают, что в тот раз половину нашего двухнедельного отпуска заняла дорога – в общей сложности около 8 тысяч километров. В этот раз с дорогой было попроще – всего-то по 2 тысячи в один конец. Зато была предусмотрена внедорожная часть маршрута – а именно путь от Ревды до Умбы с севера на юг Кольского полуострова по глухим и малопроезжим местам. Я не хочу сказать, что это был единственный внедорожный участок – джипер-то везде найдет лужу, чтобы в ней застрять :lol:, однако это был запланированный заранее труднопроезжий участок. На Алтае, напомню, мы в грязь практически не лезли.
Первым осложнением данного маршрута стал сложный график следования наших экипажей. Поскольку Сузуки Игнис – ни разу не внедорожник, хоть и с полным приводом, он собирался следовать на Валдай, а потом присоединиться к нам на Терском берегу, после того, как мы проломимся через бездорожный участок. Ну а после стоянки на Терском берегу снова нас покинуть по своим цивилизованным делам.
Непосредственно за день до отъезда выясняется, что Зеленый задерживается в Москве на день, может даже два. А отпуск уже начался, и сидеть два дня в Москве совершенно неохота. Поэтому принимается решение, что Серый с Игнатом едут на Валдай, стоят там пару дней; Игнат изначально на Валдай ехал в гости, так что он там еще остается, а потом Серый встречается на питерской трассе с Зеленым.… Ну и дальше мы вместе ломимся по маршруту как было запланировано. Так и сделали. Стартуем утром (по-о-о-оздним – куда торопиться-то? 400 км – не расстояние) из Москвы и едем на Валдай.
Валдай. Ничего особо интересного, кроме того, что мы встали на берегу озера, куда не каждая машина доедет и погода благоприятствовала тому, что мы довольно много купались.
На второй день пришло известие от Зеленого – он выезжает. Вечером мы его встречаем на трассе и провожаем в наш лагерь. Утром снимаем лагерь и двигаем на север.
Путь до Кондопоги не был ничем особо примечательным – обычный день доезда, когда время играет главную роль. Ну а мимо данного населенного пункта я проехать мимо не мог:
Это последний день, когда я надевал шорты и легкие ботиночки. Они перекочевали на дно рюкзака и больше я о них не вспоминал.
Переночевав в Кондопоге (мотели на трассе – Вояж, Мираж, Вираж. Нам повезло в третьем – места были) двинулись дальше, на север. Это уже Карелия. Заехали на местную достопримечательность – Водопад Кивач.
Тут, в местном дендропарке я посмотрел примеры деревьев и понял, как отличить обычную среднерусскую березу от карельской. (Все представили себе среднерусскую березу?). Так вот, если среднерусская береза в детстве много болела, чахла, гнила, извивалась от незнамо каких нечеловеческих препятствий – она вправе носить имя героической карельской березы.
(кстати, на переднем плане – карельская береза)
В этот же день пересекли полярный круг, о чем было сделано соответствующее документальное подтверждение 😀
Погода: +10 и мелкая морось с туманом.
Ночевали в Мончегорске – советскую гостиницу можно безошибочно определить не только по внешнему виду, но и по количеству анкет, которые надо заполнить путешественнику для ночлега. В данном случае – по две на каждого.
Местные жители обрадовали, что лето в этом году было жарким, «ажно до 20 градусов доходило»!
Еще удивило В ДАННОМ ГОРОДЕ отношение водителей к пешеходам – пропускают на пешеходных переходах всех и безоговорочно. Пешеходы к этому привычные, так что идут по зебре совершенно неглядя. (Кстати, позже мы пробовали с риском для жизни повторить данный опыт в Кандалакше – фигвам. Чуть не убили. Так что не все зебры одинаково безопасны).
Темнеет поздно, значительно позднее, чем в наших широтах.
Ловозерская тундра.
Ночевка, завтрак и мы становимся на маршрут. Еще немного на север до Оленегорска, от него на восток в сторону Ревды и озера Ловозеро (шикарные названия – Озеро Ловозеро, Озеро Мунозеро, Озеро Ингозеро и т.п.). Ошибка нашей девичьей драйверской бригады приводит к тому, что полезный объем багажника Серого сокращается, а Зеленый мнет передний бампер и лишается одной фары. Гаишник приехал через 20 (!) минут, все аккуратно оформил, попросил больше не устраивать ДТП на его участке. Бампер Зеленому вытянули лебедкой, а останки габарита примотали хорошенько проволочкой. С сокращенным объемом багажника Серого в полевых условиях ничего было не сделать, разве что проверили, что дверь все еще открывается… и закрывается.
Продолжаем движение. Первым делом забираемся на гору и устраиваем каменный триал на перевал геологов. Зрелище потрясное – в какой-то момент мы просто въехали в облако и там оставались довольно долго! Дубак и ветер. Облако периодически приоткрывает что-то для обзора то слева, то справа.
Бульники выглядят безобидными, но это только на фото.
После наслаждения видами, спускаемся чуть ниже и ставим лагерь в чудесном оазисе. Вечером пили водку — «за вас девчонки, без вас было бы скучно».
Долина тысячи ручьев.
Возвращаемся в Ревду, заправка, техобслуживание и поиск дороги, ведущей к долине тысячи ручьев. Когда-то от Ревды до Октябрьского вела железная дорога.
Вдоль ее останков и предполагается движение. Ручьев была не тысяча – мы насчитали 139 🙂 Впрочем, вполне возможно, что в весенний сезон уровень воды на этой дороге значительно выше, а ручьев значительно больше. Но нам и существующего количества было вполне достаточно – камни, вода, некоторые ручьи походили уже на небольшие речки…
Ночевали на выезде из Долины на одной из рыбацких стоянок. Шел дождь и летали комары. Мишка-травматолог занимался самообслуживанием: сначала себя травмировал топором в процессе рубки дров, потом сам же себя зашивал и забинтовывал. В общем-то, это было, пожалуй, единственное целевое использование его «аптечки» — так называлась огромная сумка-баул с медикаментами и орудиями пыток.
Октябрьский.
На следующий день прибыли в Октябрьский. По дороге Серый засел в хорошую илистую лужу. Ошиблись с траекторией – надо было ехать слева. Пример показал местный житель, который на своем уазике с полной загрузкой, состоящей из крупных дам не снижая скорости пробулькал левее.
(Надпись на коврике – «счастливой дороги»)
Нас вытянул Зеленый за несколько минут – только трос размотать.
Октябрьский поселок раньше обслуживал военный аэродром и, видимо, жил счастливо. Сейчас все в упадке.
Вы думаете они водку пьют? Нет! Они раненого перевязывают!
Из октябрьского взяли курс на заброшенный аэродром. (Google Maps):
После нескольких километров каменистой и неровной дороги увидеть широченную и ровную асфальтовую рулежку и не менее ровную взлетку – это весьма шокирующе. Аэродром, видимо, всегда использовался как резервный – никаких построек и инфраструктуры – только полосы.
Тут же устроили гонки на внедорожниках. Серый (бензин 2.7л, 127л.с.) проиграл Зеленому (дизель 4.2л, 160л.с.) старт, но затем весьма уверенно обошел его на скорости.
Следующим пунктом нашей программы на аэродроме было стрелковое упражнение. Все же, на всех организованных стрельбищах (да и на большинстве стихийно-организованных) это упражнение труднореализуемо. А именно – стрельба из движущегося автомобиля. Итак, поперек просматриваемой на километр вперед полосы были поставлены мишени. В машине двое – пилот и стрелок (на переднем пассажирском сидении). Машина движется по полосе, потом разворачивается поперек и движется вдоль линии мишеней. Мишени стоят в 20-40 метрах. В момент поворота, стрелок заряжает оружие и пока машина едет вдоль мишеней, поражает оные. Вся безопасность соблюдена, ствол оружия находится в естественном «порте» оконного проема двери, зрители всегда находятся за спиной стрелка (внутри траектории движения машины), а огневая хорошо просматривается.
Впечатления: ну… что могу сказать. Звук выстрела глушит не так сильно, как я ожидал. Можно смягчить его, если открыть окна. Стрелять с пассажирского переднего сиденья правше совершенно неудобно: позиция получается неустойчивой, на краю сиденья, в полоборота к траектории движения; гасить отдачу корпусом хрен получится, а ноги вообще почти не принимают активного участия в процессе. А еще машина движется с переменной скоростью и ее, бывает, потряхивает. Так что о скоростной и точной стрельбе можно сразу забыть. По результатам, со стрельбой на 20 метров никаких проблем – в большинстве случаев уверенное поражение мишеней. С ростом дальности результаты ухудшаются – все точнее надо прицеливаться. Этого недостаточно, потому что… (см. все предыдущие выкладки). Но – стрелковый опыт интересный, поэтому рекомендую его попробовать всем практикующим стрелкам. С неукоснительным соблюдением техники безопасности, конечно.
После аэродрома продолжили двигаться на юг, в сторону Умбы. Стоянку нашли не сразу, не очень обширную, но очень живописную, на берегу бурной речки. Палатки, дрова, ужин… Денис на блесну поймал щуку примерно 3 кг веса, а потом еще щучонка на полкило. Рыбу разделали, просолили и употребили на следующий день в виде шикарной наваристой ухи.
[…to be continued…]